Неточные совпадения
Человек встречается с Богом не в бытии, о котором мыслят в
понятиях, а в
духе, в духовном опыте.
Повторяю — Бог не объективное бытие, к которому применимы рациональные
понятия, Бог есть
Дух.
Это коллективные реальности, и о них часто некритически мыслят в
духе реализма
понятий.
Познание Истины, к которому стремится философия, невозможно через отвлеченный разум, оперирующий
понятиями, оно возможно только через духовно целостный разум, через
дух и духовный опыт.
Все же то, что изречено было старцем собственно в сии последние часы жизни его, не определено в точности, а дано лишь
понятие о
духе и характере и сей беседы, если сопоставить с тем, что приведено в рукописи Алексея Федоровича из прежних поучений.
Если же разум оставить на самого себя, то бродя в пустоте и строя категорию за категорией, он может обличить свои законы, но никогда не дойдет ни до
понятия о
духе, ни до
понятия о бессмертии и проч.
Ибо упругость
духа вольности, переходя в изображение речи, приучит и разум к твердым
понятиям, столь во всяких правлениях нужным.
С пьяными людьми часто случается, что, идучи домой, единым Божиим милосердием хранимы, в одном каком-нибудь расположении
духа они помнят, откуда они идут, а взявшись за ручку двери, неожиданно впадают в совершенно другое настроение или вовсе теряют
понятие о всем, что было с ними прежде, чем они оперлись на знакомую дверную ручку. С трезвыми людьми происходит тоже что-то вроде этого. До двери идет один человек, а в дверь ни с того ни с сего войдет другой.
— В молодом возрасте, — толковал Марфин далее, — когда еще не налегли на нашу душу слои предрассудочных
понятий, порочных привычек, ожесточения или упадка
духа от неудач в жизни, — каждому легко наблюдать свой темперамент!
Мрачные эти картины глубоко подействовали на Максима; все
понятия о смирении
духа, о безусловной покорности родительской власти, все мысли, в которых он был воспитан, оживились в нем снова.
Песня эта, может быть и несходная с действительными событиями, согласна, однако, с
духом того века. Не полно и не ясно доходили до народа известия о том, что случалось при царском дворе или в кругу царских приближенных, но в то время, когда сословия еще не были разъединены правами и не жили врозь одно другого, известия эти, даже искаженные, не выходили из границ правдоподобия и носили на себе печать общей жизни и общих
понятий.
Честное слово, я до тех пор не имел
понятия о том, что можно сделать из простых, простонародных инструментов; согласие звуков, сыгранность, а главное,
дух, характер
понятия и передачи самой сущности мотива были просто удивительные.
По
понятиям этих людей, христианское правительство нисколько не обязано руководиться
духом смирения, прощения обид и любви к врагам.
Войска потеряли всякий воинский
дух, не будучи одушевляемы никаким сильным чувством, не имея никаких ясных
понятий даже о своих обязанностях.
Поэтому человеческому
духу кажется, что отдельное существо, ограниченное пределами пространства и времени, совершенно соответствует своему
понятию, кажется, что в нем вполне осуществилась идея, а в этой определенной идее вполне осуществилась идея вообще.
На другой день после предводительского обеда, часу в первом, Сапега, в богатой венской коляске, шестериком, ехал в Ярцево с визитом к Клеопатре Николаевне. Он был в очень хорошем расположении
духа. Он видел прямую возможность приволокнуться за очень милою дамой, в которой заметил важное, по его
понятиям, женское достоинство — эластичность тела.
Такого рода факты никогда не совершаются не в свое время; время для науки настало, она достигла до истинного
понятия своего;
духу человеческому искусившемуся на всех ступенях лестницы самопознания, начала раскрываться истина в стройном наукообразном организме и притом в живом организме.
Славный майор Фаддей Громилов, который знал людей не хуже «Военного устава», и воеводский товарищ Прямодушии, которого длинный орлиный нос был неоспоримым знаком наблюдательного
духа, часто говаривали капитану Радушину: «Сын твой родился в сорочке: что взглянешь, то полюбишь его!» Это доказывает, между прочим, что старики наши, не зная Лафатера, имели уже
понятие о физиогномике и считали дарование нравиться людям за великое благополучие (горе человеку, который не умеет ценить его!)…
Бывает время, когда народный
дух ослабевает, подавляемый силою [победившего класса], естественные влечения замирают на время и место их заступают искусственно возбужденные, насильно навязанные
понятия и взгляды в пользу победивших; тогда и литература не может выдержать: и она начинает воспевать нелепые и беззаконные затеи [класса] победителей, и она восхищается тем, от чего с презрением отвернулась бы в другое время.
Да-с, но в то же время это показывает, что они совершенно не понимают
духа времени: я, по моей болезни, изъездил всю Европу, сталкивался с разными слоями общества и должен сказать, что весьма часто встречал взгляды и
понятия, которые прежде были немыслимы; например-с: еще наши отцы и деды считали за величайшее несчастие для себя, когда кто из членов семейств женился на какой-нибудь актрисе, цыганке и тем более на своей крепостной; а нынче наоборот; один английский врач, и очень ученый врач, меня пользовавший, узнав мое общественное положение, с первых же слов спросил меня, что нет ли у русской аристократии обыкновения жениться в близком родстве?
По
духу и разуму принадлежал он к числу натур, которыми так богата наша интеллигенция: сердечный и добродушный, воспитанный, не чуждый наук, искусств, веры, самых рыцарских
понятий о чести, но неглубокий и ленивый.
— Изволь, — отвечает приятель, — я тебе расскажу. — Да, батюшка, и рассказал такое, что в самом деле может и даже должно превышать всякие узкие, чужеземные
понятия об оживлении дел в крае… Не знаю, как вам это покажется, но по-моему — оригинально и
дух истинного, самобытного человека не может не радовать.
И начал ему потом высчитывать вся и все: все ему его добрые деяния представил, как в зеркале; но… как бы вы думали, милостивый государь… у него достало
духу от первого до последнего моего слова во всем запереться: по его
понятию, правей человека на свете нет!
При этом нужно еще, чтобы эпоха, из которой взят роман, представлена была совершенно верно, чтобы угадан был самый
дух событий, чтобы автор судил своих героев не по
понятиям своего века, а по их времени, чтобы он смотрел их глазами, жил их жизнью, рассуждал сообразно с их умственным развитием и чтобы на ту же точку зрения умел поставить и своих читателей.
С. 306–309.] западного типа, религиозно-соотносительное, а до известной степени и эквивалентное в тоносе [Тонос — букв.: напряжение, в переносном смысле «сила»;
понятие стоической философии, означающее напряжение, интенсивность космического
духа (пневмы).] своем нашему русскому хлыстовству.
С нашей точки зрения,
понятия годятся только для того, чтобы с возможной точностью описать, рассказать содержание той мистической интуиции, в которой непосредственно открывается каждому, в меру его
духа, софийность мира [Аргументами трансцендентально-спекулятивными нельзя снять интуитивно данную проблему софийности мира и разъяснить ее в
духе гносеологического формализма (посягательство к чему и делает над платонизмом Марбургская школа).
В свое время «антитезу между номинализмом и реализмом» пытался, подобно Булгакову, примирить Абеляр, решивший проблему универсалий в
духе концептуализма:
понятия не имеют самостоятельной онтологической реальности, но воспроизводят объединяемые в человеческом уме сходные признаки единичных вещей.
И в основу должно быть положено
понятие творческой свободы как источника жизни и
духа как света, освещающего жизнь.
В истории
понятия «
дух» большую роль играло понимание духовности как универсальных, всеобщих начал человеческой жизни в отличие от частного и индивидуального.
Сковывание
духа социальной обыденностью мы видим в организации государства, церкви как социального института, догмы как системы рациональных
понятий, академий, сословий и классов, семейного строя, нравов, законов и норм.
Авторитет выражается не в неизреченных дыханиях
Духа, не во вдохновении, а в человеческих словах, человеческих
понятиях, человеческих законах, человеческих интересах.
О
духе нельзя выработать
понятия.
Платоническая любовь недоступна их
понятию. Они смеются над борьбою между телом и
духом, именно той борьбою, которую выдерживал несчастный Караулов.
Принижение Истины до тех научных
понятий, которые явились результатом приспособления к необходимости, есть падение
духа, отречение его от творческой активности.
Вопрос о том, действительно ли «красавчик» был русский или принятый за такового только по ошибке решен окончательно не был; мнения пассажиров разделились: дамы были на стороне признания его чистокровным французом,
понятие о котором в дамском уме соединяется с идеалом галантного, мужественного, сильного телом и
духом красавца, а к такому идеалу, по мнению пароходных дам, подходил «таинственный пассажир».
В нем живы все хорошие характеристические черты польского
духа, кроме аристократизма и некоторой узости племенных или религиозных
понятий.
Причина этого неизбежного недостатка заключается опять-таки в той же недостаточности сведений и неясности
понятий наших об общем
духе каждой секты, сведений, которые можно получить лишь прямо из наблюдений над расколом в живых его проявлениях.
— А бог весть, владыко, — и продолжает: — По некотором времени
дух явился в виде прекрасного юноши и говорит: «А вот такие у вас есть ли?» — «Как же, — отвечает обуший, — между людьми есть несравненно тебя прекраснее, это те, которые имеют острое
понятие и, очистив свои чувства, благоговеют к трем изяществам: богу, вере и святости.